Healthcare в торговых центрах

Тенденция зародилась из-за развития e-commerce и увеличения объема пустующих площадей, особенно на верхних или цокольных этажах ТЦ. Операторы ТЦ подбирают арендаторов из сферы развлечений и услуг, поскольку традиционных ритейлеров постепенно душат интернет-гиганты вроде Amazon.com.

Зарубежный опыт операторов сегмента Healthcare в торговых центрах отличается от российского, в силу иных законодательных и СанПиН норм. К примеру, еще в 2016 году компания Prime Healthcare открыла амбулаторный центр на 23,5 тыс. кв. м в ТЦ Plymouth Meeting Mall в Филадельфии, а медцентр Vanderbilt University Medical Group занимает весь второй уровень в 100 Oaks Mall в Нэшвилле, штат Теннеси.

В российской действительности сегмент Healthcare в торговых центрах представлен в очень усеченном варианте. Чаще всего это направление косметологии: маникюр, педикюр, эстетическая и аппаратная косметология. Также частично офтальмология (подбор линз и очков, измерение зрения) и аптеки. Люди любят получать комплексную услугу, поэтому для молодых мам может быть принципиально важно пойти в салон, расположенный в ТЦ, так как там есть возможность на время отдать ребенка в детскую комнату. Также такого рода «соседства» может быть полезно для арендаторов одной направленности, например, магазинам косметики.

Однако можно заметить, что чаще всего сегмент Healthcare в России занимает неликвидные площади и их заполняют низко оборотистые арендаторы, которые не могут платить высокую арендную ставку. Часто на «островках» появляются арендаторы косметологии маникюр-педикюр. Высокая ставка аренды островка компенсируется малой площадью. В случае низкой рентабельности – переезжают на менее дорогие неликвидные площади. Например, «Маникюрные салоны Лены Лениной» появляются в цокольных этажах и на островках. Такого рода арендаторы не исчезнут, так как они привлекают свой целевой трафик. Также поскольку сейчас тренд на ЗОЖ, то в торговых центрах могут появляться и другие арендаторы из сегмента Healthcare. Скорее, начнут появляться самостоятельные отдельно стоящие Healthcare центры с миксом тематических арендаторов – клиники, кабинеты анализа, товары медицинского назначения и здорового питания и т.д. и т.п. В целом пока что тенденции на самостоятельное развитие Healthcare в ТЦ России мы не видим. В РФ достаточно строгое законодательство и нормы СанПиНа. В ТЦ могут развиваться только определенные услуги, к которым требования минимальны. Делать полноценную клинику затратно и экономически не выгодно для собственников ТЦ.

Автор: Александр Морозов, генеральный директор S.A. Ricci

Больше
по
теме

Складской рынок: реалии 2019 и прогнозы на ближайшие годы

Складской рынок: реалии 2019 и прогнозы на ближайшие годы

Уже много лет крупные ритейлеры делают сети из складов («Лента», «Магнит», X5 Retail и другие), однако ранее они брали стандартный склад на рынке и своими силами дорабатывали его до собственного технического стандарта и своих ожиданий.